Воскресенье, 05.07.2020, 10:04
Главное меню

Категории каталога
Статьи [9]
История [4]

Наш опрос
Понравилась экспозиция зала:
Всего ответов: 456


перейти в интернет-салон

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Русский Топ

Rambler's Top100
  • Только свежие объявления и статьи на портале 1board.org




  • Главная » Статьи » Статьи

    Глава из книги Вениамина Еремеева «ПАМЯТНИКИ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ЗОДЧЕСТВА» на русском языке
    Глава из книги Вениамина Еремеева «ПАМЯТНИКИ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ЗОДЧЕСТВА» на русском языке

    Глава 6. Форт «Морской» и проект его реконструкции

    Если Калининградская область является самой западной частью России, то город Балтийск (бывший Пиллау) и входящая в его состав Балтийская (или Вислинская) коса – самая западная точка на карте самой западной области. Вислинская коса (как и её сестра – Куршская коса) – это крупное аккумулятивное образование, в строении которого отразилась послеледниковая история возникновения и развития Балтийского моря.

    Образование косы связано с ледниковыми отложениями и развитием дельты реки Вислы, устье которой в послеледниковое время находилось южнее современного. Аккумуляция твердых выносов около 5 – 6 тысяч лет назад привела к росту косы, которая постепенно достигла Балтийского пролива и отгородила Вислинский залив от моря.

    Общая длина Вислинской косы – 65 км. Часть её принадлежит России, часть – Польше. Калининградской области принадлежат 35 км косы. Материковая часть косы, где расположен город Балтийск, отделена от основной её части проливом шириной 400 м. Судоходный канал соединяет калининградские порты через пролив с Балтийским морем. В 2001 году отмечался 100-летний юбилей этого канала.

    Узкий пролив, как единственное место для прохода всех морских судов в ганзейский город Кёнигсберг, естественно, требовал усиленной охраны. Поэтому с древних времен образование и развитие поселений по берегам пролива было связано с размещением здесь военного гарнизона.

    Война со Швецией в 1626-1628 гг., когда воинственный шведский король Густав Адольф высадился в Пиллау (теперь город Балтийск) и реально угрожал Кёнигсбергу, не только показала ненадежность его старых городских стен, но и определила необходимость строительства в крепости Пиллау фортификационных сооружений на прилегающих к проливу территориях. Именно шведами в 1629-1635 годах началось строительство фортификационных сооружений, в том числе и на северной оконечности косы. Тогда же началось возведение и крепости Пиллау на северном берегу пролива, которую ныне называют «шведской крепостью» (см. схему на странице 163).

    Официальное название этого довольно мощного фортификационного сооружения в настоящее время – форт Пиллау. Это одно из немногих в Калининградской области фортификационных сооружений, которое ещё используется для размещения в нем частей Балтийского флота.

    Форт Пиллау строился раньше, чем форты Кёнигсберга и имеет несколько отличную от них конфигурацию: как видно из карты на странице 165, форт имеет форму правильного пятиугольника, что вызывалось необходимостью обеспечивать этому оборонительному сооружению возможности вести круговую оборону. Форт имеет интересную историю, достойную отдельного рассказа. Во времена, когда Восточная Пруссия была губернией России, российские руководители края, придавая большое значение морским воротам к Кёнигсбергу, вложили немало труда в развитие Пиллау (и в том числе этого форта).
    Недаром одну из набережных Балтийска до сих пор называют «русской набережной».

    По датам, сохранившимся на стенах казарм, находящихся в составе этого форта, можно судить о том, что он неоднократно перестраивался и дополнялся новыми постройкам. Так, например, из надписи на фото явствует, что казарма номер 8 построена в 1800 году…

    На фотографии справа виден главный вход в форт. Он дает представление о том, какое это мощное оборонительное сооружение, какие массивные кирпичные стены его обрамляют...

    В отличие от форта «Морской», расположенного на самом берегу Балтийской (Вислинской) косы, и поэтому разрушаемого морскими волнами и штормами, форт «Пиллау», отстоящий от берега Пиллауского пролива, хорошо сохранился и имеет перспективы культурного использования в будущем.

    К середине XIX века в Европе заканчивалась эпоха гладкоствольной артиллерии и начался переход к нарезной. Возросла боевая мощь армий. Старые крепости, в том числе и в Пиллау, оказались несостоятельными перед лицом новой тактики и стратегии. Появление нарезной артиллерии и значительное увеличение мощности и дальности стрельбы пушек требовали и новых форм укреплений.

    Для морской крепости Пиллау в связи с внешнеполитическими обстоятельствами необходимо было иметь на южном берегу пролива новое крепостное сооружение. Им стал форт, ныне именуемый «Морской». В самом деле, в 1853-1856 годах шла война России с Англией и Францией. Российские порты были блокированы противником, и все грузы стран западной Европы шли на восток через Пиллау и Кёнигсберг. Так, в 1852 году в порту Кёнигсберга (при следовании через пиллауский пролив) бросили якорь более тысячи судов, а в 1860 году их было уже более двух тысяч. В эти годы парусный флот вытеснялся пароходами, и между проливом возле Пиллау и Кёнигсбергом строился судоходный канал.

    Строительство форта «Морской» проходило во время правления короля, а затем императора Вильгельма I Великого. Вильгельм I стал королем в 1861 году. Как известно, он не очень-то утруждал себя государственными делами, за него практически правил «железный канцлер» Отто Эдуард Леопольд Шенхаузен фон Бисмарк (1815 – 1889). Как вы можете видеть на фотографии на следующей странице, на закладном камне, венчающем свод одного из казематов форта «Морской», зафиксирована строителями форта дата – 1869 год. А в 1871 году, когда было полностью завершено возведение этого форта, произошло объединение мелких немецких государств и княжеств в единую Германскую империю, и Вильгельм I Великий стал её императором.

    Построенный тогда форт «Морской» нельзя рассматривать как нечто неизменное, состоявшееся и вполне законченное. Строился он в течение пяти лет, а в это время совершенствовалась и артиллерия, и в конце 80-х годов XIX века на её вооружении появились фугасные снаряды со взрывчатым веществом пироксилином взамен черного пороха. Проведенные опытные стрельбы показали, что кирпичные своды фортов и грунтовая защита на них не способны противостоять их силе удара и взрыва.

    В 1885 году в Кёнигсберге работала комиссия государственной обороны, которая по предложению инспектора инженерного корпуса и крепостей генерала фон Бранденштайна решила усилить конструкции кенигсбергских фортов, в том числе и форта «Морской». Работы на косе начались в 1887 году и продолжались до 1891 года, с применением нового тогда материала – бетона. Учитывая его первоначальный дефицит, бетонирование по слою песка велось только для пороховых погребов и казарм. Таким образом, в покрытии форта «Морской» создавалась слоеная толща, состоящая из кирпича, двух слоев бетона, разделенных песчаной прослойкой. Аналогичным образом усиливались стены фортов, а защита окон, амбразур и дверей от опасного действия газов, образующихся при взрыве фугасных снарядов, осуществлялась устройством герметизированных бронированных створок и дверей.

    Какие же задачи в то время выполнял форт «Морской»? Главная из них – это перекрытие артиллерийским огнем пиллауского пролива в случае военных действий. Кроме того, форт был своеобразным контрольно-пропускным пунктом для судов, следовавших по проливу и сухопутных караванов, двигавшихся по Вислинской косе. Проект морских фортов был разработан германским инженерным комитетом по поручению генерал – инспектора Камеке. При этом была использована инженерная мысль фортификаторов различных стран: Германии, России, Франции. Практическое воплощение проектов осуществлялось шефом инженерного корпуса генералом фон Астером и его преемником генералом Брезе-Биниарь. Оба они были представителями школы новопрусской системы укреплений.

    Форт «Морской» (ныне руинированный) представлял собой вытянутый по фронту шестигранник – центральное сооружение, окруженное водным рвом. На хорошо сохранившихся конструкциях каменного обрамления въездных ворот до сих пор можно видеть металлические блоки, по которым направлялись цепи, опускавшие и поднимавшие мост через водный ров (фото на следущей странице). Асимметрично расположенное центральное сооружение включало в себе казармы для солдат и офицеров, медицинский пункт, кухню и столовую, склады боеприпасов, снаряжения и топлива, караульное помещение.

    Для жизнеобеспечения гарнизона были предусмотрены системы отопления с каминами и дымовыми обогревательными каналами внутри стен, водоснабжения из местного колодца, естественной вентиляции, выгребной канализации и энергообеспечения. Внутренний дворик служил транспортной развязкой и укрытием для орудий. Все казематы имеют сводчатое очертание и выполнены из многократно обожженного керамического кирпича. На земляной насыпи (боевом валу) с защитной толщей в два-три метра располагались позиции артиллерии (раскаты) с укрытиями для артиллеристов, расходные склады боеприпасов и наблюдательные сооружения. Для скатывания орудий с боевого вала во дворик предусмотрены пологие аппарели. Для местной самообороны (в пределах фортового рва) в углах центрального сооружения были выполнены напольный (со стороны моря), боковые и горжевой капониры.
    К сожалению, проектировщики форта не учли в то далёкое время разрушительных абразивных процессов (геологической работы моря) и не предполагали, что через столетие часть конструкций форта будет непосредственно омываться волнами Балтийского моря, что приведет к значительным разрушениям несущих конструкций и ограждений форта. Но с морскими волнами шутки плохи. Даже мощным оборонительным стенам.

    Гарнизон форта в те годы составлял одну пехотную роту, артиллерийскую команду и одну-две группы саперов. На вооружении форта находились револьверные пушки, орудия калибров 9, 12, 15 см и мортиры.

    Так уж сложилась его судьба, но за всю свою долгую жизнь форт «Морской» никогда не вел активных боевых действий. Однако неоднократно приводил себя в полную боевую готовность. Это случалось в 1914 году, когда потерпели поражение германские войска под командованием генерала Притвица. Сигнал боевой тревоги сыграли в форту и в 1920 году, когда отдельные подразделения Красной Армии под командованием М.Н. Тухачевского вступили в пределы Восточной Пруссии, приближаясь к Варшаве. До начала XX века форт «Морской» считался секретным объектом, в нем осуществлялось боевое дежурство, а у ворот стоял полевой караул.
    На завершающем этапе Великой Отечественной войны форт представлял собой, в комплексе с полевыми фортификационными сооружениями, крупный опорный пункт. Однако после взятия Пиллау войсками 11-й Гвардейской армии он оказался в полном окружении подразделений, десантировавшихся на косу Фрише Гаф, и вскоре капитулировал, хотя боевые действия южнее его продолжались вплоть до 9 мая 1945 года.

    Несмотря на то, что памятник истории и культуры местного регионального значения форт «Морской» (г. Балтийск, пос. Коса) состоит на учете в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры и подлежит охране государством, практически он находится в бесхозном состоянии. Охрана его не организована, все желающие беспрепятственно попадают на его территорию. Некоторые неорганизованные посетители разбирают полуразрушенные кирпичные стены, нанося памятнику ощутимый вред. Кроме того, вследствие не организованной в данном месте эффективной берегозащите, морские штормы разрушают кирпичные стены и другие конструкции форта. Имеется реальная опасность полного его разрушения если срочно не принять действенных мер по его защите. А ведь этот форт представляет большую ценность как памятник фортификационного зодчества середины XIX века.

    Проект реконструкции форта «Морской»
    По заказу Некоммерческого партнерства «Российская лига защиты животных» нашей проектной фирмой «РОСБАЛТПРОЕКТ» в 2002 году выполнен эскизный проект реконструкции форта «Морской» в поселке Коса Балтийского городского округа с целью создания МУЗЕЯ ФЛОРЫ И ФАУНЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.

    Схема генплана проектируемого музейного комплекса по варианту 2 имеет следующую экспликацию элементов:

    1 – подъемный мост-ворота
    2 – ров с водой
    3 – внутренний дворик
    4 – закрытый аквариум
    5 – морская музейная набережная
    6 – открытый морской аквариум
    7 – смотровые башни-маяки
    8 – пешеходный променад
    9 – причал для лодок и яхт
    10- боковой капонир
    11- горжевой капонир
    12- напольные капониры

    Следует отметить, что проект этого музея (как и проект смежной с его территорией «Площади Согласия», о которой будет рассказано ниже) являлся составной частью большого и интересно задуманного Регионального целевого проекта Экотехнополиса. Не побоюсь наскучить читателю цитатой и приведу эту замечательную идею полностью: «Стратегическим замыслом целевого проекта является формирование в центре Европы демонстрационной, долгосрочно функционирующей, самодостаточной по финансированию, открытой для научного, гуманитарного и делового общения территории устойчивого развития – ЭКОТЕХНОПОЛИСА».

    Сама идея проекта создания морского музея на руинах форта «Морской», который должен был явиться составной частью Экотехнополиса, не могла не увлечь наш авторский коллектив разработчиков проекта. Ответственное место расположения музея на морском въезде в Калининградскую область России, особая энергетика старого фортификационного сооружения, впитавшего в себя опыт и таланты строителей прошлых веков, накладывали на авторов и будущих владельцев музея особую ответственность. Этому месту, видимому с борта каждого корабля, плывущего в Калининград или Балтийск, должно было быть найдено соответствующее проектное решение – выразительное и запоминающееся по форме и глубокое по функциональному содержанию, настоящая «визитная карточка» уникальной нашей анклавной области. Был проанализирован передовой опыт создания морских музеев: в Клайпеде – на краю другой, Куршской косы, самого большого в Европе аквариума в испанской Барселоне, морского музея в американском городе Балтимор и других.
    Автор – архитектор Дмитрий Филиппов разработал два интересных варианта проектного решения, краткое описание которых приводится ниже.

    Как в первом, так и во втором вариантах предусматривается бережная реставрация с реконструкцией под музейные помещения всех существующих казематов и капониров форта «Морской».

    На графической иллюстрации слева изображены общий вид и поперечный разрез берег-море по варианту 1.

    По варианту 1 во внутреннем дворе форта предусматривалось устройство многоэтажного аквариума – зимнего сада в виде большого купола из светопрозрачного материала. Реконструированные напольные капониры, выходящие в море, завершаются двумя башнями, по форме напоминающими маяки. Верхние этажи и верхнее покрытие башен используются как видовые площадки, а внутри башен располагаются лестничные клетки, ведущие вниз, в так называемый «аквариум наоборот», представляющий собой стеклянную трубу – коридор, которая проходит дугой под водой и соединяет две башни между собой.

    Посетители музея смогут опуститься на глубину примерно 2-3 метра под уровнем моря. А дальше, двигаясь по длинной стеклянной трубе, они могут увидеть в естественном виде обитателей Балтийского моря. Пример такого стеклянного коридора можно увидеть в самом большом в Европе аквариуме в испанском городе Барселона. Привлеченные освещенными стеклами этого «аквариума наоборот», а также прикормками, разбрасываемыми служителями музея, рыбы, медузы и другие обитатели моря смогут «общаться» с посетителями музея через прозрачное, но прочное стекло. Предполагается для удобства обзора всем желающим выполнить, как в аналогичной стеклянной трубе Океанария в испанской Барселоне, движущийся пол. На другом конце трубы посетители поднимаются наверх по второй башне на конце второго капонира.

    Для защиты стеклянной трубы от ударов волн и посторонних твердых предметов предполагалось с внешней стороны от неё устроить железобетонный пешеходный променад – волнорез. С него посетителям представляется возможность осмотра: с одной стороны – открытого моря и проходящих в порты Балтийска и Калининграда кораблей, а с другой – берега косы со всем комплексом сооружений Музея флоры и фауны Балтийского моря, а также комплекса площади Согласия, о которой речь впереди. С внешней стороны к променаду могут швартоваться небольшие прогулочные морские яхты и лодки.

    Общий визуальный образ главного здания музея по варианту 2 напоминает нам какого-то морского великана (стр. 171).

    По варианту 2 основной вновь возводимый объект – закрытый зал аквариума и других выставок – располагается также во дворе форта и представляет собой оригинальную конструкцию из отдельных плоских изогнутых арок различного пролета, соединенных между собой вертикальными стеклянными плоскостями. В целом, этот ряд объединенных в единое целое арок напоминает тело какого-то диковинного морского животного, что, как представляется авторам, соответствует образному решению здания Музея флоры и фауны Балтийского моря.
    Конструкции арок опираются с одной стороны на внутреннюю стену форта, выходящую во внутренний двор, а с другой стороны – на специальные вновь устраиваемые фундаменты, объединяемые в единую стену подвального помещения под большим центрально расположенным аквариумом. В железобетонных стенах аквариума на уровне подвала выполняются смотровые окна для зрителей. Проектом предусмотрены сохранение и реставрация таких атрибутов оборонительного фортификационного сооружения, как ров с водой и подъемными крепостными воротами – мостом, по которому будет организован главный вход в музей.

    Слева от главного входа устраиваются стилизованные под старину помещения вестибюля, гардероба, санузлов, помещений для персонала музея, а также информационные стенды. Из вестибюля посетители могут проходить как в основной зал – аквариум, так и подниматься по лестнице на открытые площадки на крыше форта. На этих площадках, покрытых цветной бетонной и керамической плиткой со специально подобранным рисунком, размещаются наружные экспонаты музея, элементы озеленения, малые архитектурные формы и малые аквариумы.

    По крышам двух выдающихся в море капониров посетители могут пройти к двум башням, на крышах которых устраиваются видовые площадки. Внутренние лестницы башен ведут в специальный подводный коридор, устраиваемый внутри железобетонной конструкции, ограждающей территорию открытого аквариума. В этом варианте проекта выдающаяся в море дугообразная конструкция имеет многоцелевое назначение. Во-первых, это берегозащитное сооружение, поэтому его наружная, обращенная к морю поверхность имеет криволинейное расширяющееся к основанию очертание, которое позволяет гасить энергию волн. Во-вторых, это пешеходный променад, возвышающийся над поверхностью моря на 1-1,5 метра. В-третьих, назначение конструкции – отгораживать поверхность открытого аквариума музея от открытого моря. Со стороны берега устраивается железобетонная подпорная стенка, которая вместе с дугообразной подпорной стенкой составляет единое ограждение открытого аквариума. Когда в штормовую погоду морские волны будут перехлестывать пешеходный променад и переполнять морской водой открытый аквариум, то вода будет возвращаться в море через специальные отверстия в теле вертикальной ограждающей конструкции променада, перекрываемые решетками, для того чтобы предотвратить возможность рыбам, разводимым в открытом аквариуме, уплыть в открытое море.

    И, наконец, четвертое назначение конструкции – это возможность для посетителей музея, пройдя по специальному коридору внутри пустотелой конструкции, осмотреть через окна-иллюминаторы с одной стороны – подводный мир открытого Балтийского моря, а с другой стороны – искусственно зарыбленный мир отрытого аквариума музея. Участок берега между отреставрированными внешними стенами форта и ограждением открытого аквариума представляет собой благоустроенную набережную, на которой будут располагаться экспонаты наружной экспозиции музея и проводиться публичные мероприятия.

    К дугообразному пешеходному променаду предполагается пристроить (один или несколько) причал для лодок и яхт. Причал планируется заканчивать уширенной площадкой для обзора, позволяющей посетителям музея на максимально возможном близком расстоянии рассматривать корабли, направляющиеся в калининградские порты.

    Слева показан интерьер главного зала музея. Стеклянные переплеты между арками условно не показаны.

    В сохранившихся и отреставрированных казематах форта, большом зале закрытого аквариума – зимнего сада и других помещениях музея разместятся тематические выставки, отражающие геологию, биологическое разнообразие, флору как Балтийского моря, так и его прибрежных территорий. Богатства природы Калининградской области должны будут найти особое отражение в экспозициях музея.

    Предполагается, что музей будет вести не только экскурсионную, просветительскую работу, но и исследования по различным научным направлениям, связанным с охраной природы Балтийского моря, уникальных природных богатств Калининградской области. Тесное сотрудничество будущего музея с учеными Атлантического отделения Института Океанологии Российской академии наук, АтлантНИРО, университетов и академий должно обеспечить возможность ученым сделать свои достижения достоянием не только узких ученых кругов, но и широкой публики. Чего стоит, например, накопленная за долгие годы работы в Атлантике богатейшая коллекция донных отложений – кернов, для которых Институт океанологии когда-то намеревался построить специальное многоэтажное здание кернохранилища в Калининграде.

    В старинных сводчатых помещениях отреставрированного форта найдется место и для небольших экзотичных кафе, магазинов сувениров, художественных салонов художников – маринистов. Предполагается, что по своей архитектуре, новизне технических решений, всему научному и эстетическому потенциалу этот музей наряду с Музеем Мирового океана должен стать одной из «визитных карточек» Калининградской области России. Тем более, что располагается он в той точке области, которую впервые видит наш гость, если он прибывает на пароходе, в том числе, будем надеяться, – на постоянно действующем морском пароме, который должен связать нашу область как с остальной территорией России, так и со всем остальным миром!

    Категория: Статьи | Добавил: masha39 (13.06.2007) | Автор: Вениамин Еремеев
    Просмотров: 1962 | Комментарии: 1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Интернет-Проект
    «Жизнь Замечательных Калининградцев»

    Случайное фото

    Залы музея

    Поиск

    Статистика

    Media Группа "BaltArt" © 2007-2020
    Статьи и публикации Вход