Вторник, 23.04.2024, 21:24
Главное меню

Категории каталога
Статьи [9]
История [4]

Наш опрос
Понравилась экспозиция зала:
Всего ответов: 464


перейти в интернет-салон

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Русский Топ

Rambler's Top100
  • Только свежие объявления и статьи на портале 1board.org




  • Главная » Статьи » Статьи

    Статья к каталогу выставки "Хлеб как искусство, искусство как хлеб"
    Величайшее открытие – собирать и культивировать хлебные злаки – человек сделал 15 тысяч лет назад. Впервые они были завезены в Египет, где на древних гробницах можно увидеть целые сюжеты – вот египтяне убирают урожай, вот везут в закрома фараона, вот мастерская – где мелют зерно, месят тесто и выпекают хлеб. Подробнее с эпохой в мировом хлебопечении можно познакомиться в Египетском зале Пушкинского музея на Волхонке. Гомер, описавший трапезы своих героев, показал, что греки широко употребляли пресный хлеб. Кстати, слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клебанос», отсюда готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», напоминающее наш «хлеб» или эстонское «лейб».
    2 тысячи лет назад в Риме был сооружен памятник Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, кормившему хлебом весь Рим. Барельефы этого памятника воспроизводят сцены помола муки на мельницах, жернова которых приводились в движение силой рабов, сцены взвешивания, упаковки в корзины хлеба и т.д.
    Особое место занимает хлеб в религиозных представлениях разных народов. Несмотря на то, что существует разная традиция изготовления и преломления хлебов (у католиков это обязательно пресный хлеб, у православных – дрожжевой, у баптистов – вообще любой хлеб). Не столь важно, какой это хлеб. Важно то, что он символ равенства, братства, свободы, символ единения людей, символ любви. Он был такой пищей, таким даром земли, который при известных условиях становился Пищей бессмертия и Манной Небесной. Вот одна из пословиц, говорящая об этом: «Коли хлеб на стол, так и стол – престол. Коли хлеба ни куска, так и стол доска». Кстати и стол, за которым ели, был свят, он осмысливался как раскрытая ладонь Божья. Положить на него по-ковбойски ноги или на него сесть было поруганием святыни.
    В Талмуде особое значение хлеба определяли тем, что «душа зависима от него». Хлеб влияет на развитие мыслительных способностей, ребенок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба.
    У Серафима Саровского есть такой совет унывающим монахиням – пожевать хлебушка. Хлебушек, мол, и тоску прогонит. Есть у хлеба такая сила, но на пресытившегося человека она не действует. Нужно уметь воздержаться, чтобы принять ржаную горбушку, как милость, и утешиться. Современная культура презирает воздержание, а вот тоскует человек не меньше.

    Не плоть, а дух растлился в наши дни
    И человек отчаянно тоскует…

    Мы испортили детей обжорством, переборчивостью в пище. Есть хорошее правило – если ребенок хочет есть, но отказывается от хлеба – значит, он не хочет есть.
    Если мы стремимся достичь спасительной простоты – нужно обратить внимание на то, о чем всегда думаем как о всегдашнем и непременном.
    «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность. Им не сори».
    Хлеб наш насущный… дашь нам днесь…
    Законодателем высокой хлебной культуры считается Франция: шеф-повары в большинстве отелей мира – французы, у них свой покровитель – Святой Оноре, свои фестивали, музеи, безумные затеи (вроде спальни из хлеба С. Дали, которая много лет назад прославила булочные Пуален).
    В России хлеба всегда ели много. Когда-то в Филипповских булочных, достопримечательности Москвы, постоянно толпился народ. Филиппов создал целую хлебную империю. Его калачи и сайки отправлялись к царскому столу в Петербург и даже в Сибирь (калачи после печи замораживали и оттаивали только перед едой на сырых полотенцах). А «насущный» – фунтиковый – черный, ситный, калачи, караваи, бабки, сайки – для простых людей.
    Во многих странах есть музеи хлеба. В Цюрихском, например, выставлен хлеб, возраст которого 6 тысяч лет. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности хлеба.

    Проект «Хлеб как искусство» появился на свет в Музее хлеба Санкт-Петербурга. Художники решили оригинальным способом встретить новое тысячелетие, а идею подсказал им шустрый Колобок, лежащий в одной из витрин. Так родилась передвижная выставка, которая побывала уже в Костроме, Хельсинки, Тулузе, Любляне. Калининград – восьмой город, который принял эстафету. И здесь уже участников стало 60 человек. География обширна – Санкт-Петербург, Калининград, Вильнюс (Литва), Копенгаген (Дания), Торремолинос (Испания), Хельсинки (Финляндия).
    Заданная тема представлена во множественных вариантах и техниках (графика, объекты, инсталляции, живопись, керамика, куклы, дизайн и т. д.).
    Как сказал поэт:
    С начала дней суть хлебного зерна,
    Как истина проста, как жизнь сильна.
    Современное искусство дает возможность в своем пространстве любой традиции заявить о своем праве на существование. Наши культуры, развиваясь достаточно самостоятельно, уходят корнями в одну землю и касаются кронами.
    Как говорит организатор выставки из Санкт-Петербурга И. Яблочкина, «…Культурный слой – слой земли, который может остаться заброшенным, и из него могут прорасти и сорняки, и пшеница. Это та основа, которая внутри каждого из нас, из чего произрастает новая культура, новое искусство. Что получится, зависит от всех».
    Что же получилось?
    Одни художники на могучий старый ствол традиции привили ветви новых культур и форм. В полуабстрактной пластике обыденные предметы трансформируются в загадочные объекты, открытые самым различным интерпретациям. Здесь чувствуется ясное ощущение свободы в формальных изобразительных приемах – язык чувственности и чистоты.
    Другие выбрали иной прием – неспешный и точный путь следования природе. Литовским художникам, представившим наивное направление, настолько интересен окружающий мир, что они с чувством изображают каждый предмет, каждую вещицу. На их полотнах предстают предметы повседневного обихода, связанные с уборкой урожая, выпечкой хлеба, праздниками. В бесхитростных сюжетах читается идеал простой и естественной жизни. Кажется, все привычно, но очень верно подметил Честертон: «Путешественника поражает обычное. Необычное повсеместно, обычное – национально и неповторимо».
    Выставка сплетает воедино цитаты и импровизации, синтезирует разные миры – реальные и причудливые. О каждом из участников можно сказать, что он старается жить с любовью и следовать дорогой, назначенной ему свыше.
    Разнообразные фотоматериалы концентрируют сегодняшние вопросы о хлебе: хлебное производство, хлеб в мировом искусстве, плакаты о славных днях битв за урожай. Впрочем, насущнее все равно оказывается не зрелище, а хлеб.

    Категория: Статьи | Добавил: masha39 (01.10.2008) | Автор: Покладова В.П.
    Просмотров: 1834 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Интернет-Проект
    «Жизнь Замечательных Калининградцев»

    Случайное фото

    Залы музея

    Поиск

    Статистика

    Media Группа "BaltArt" © 2007-2024
    Статьи и публикации Вход