Главная » 2009»Февраль»13 » Жительница Гвардейска передала в фонды Калининградского историко-художественного музея столетний домотканый кушак
Жительница Гвардейска передала в фонды Калининградского историко-художественного музея столетний домотканый кушак
11:12
Уникальный домотканый кушак – семейную реликвию Леонида Никаноровича Чукина – передала в дар музею его жена Тамара Михайловна. Этот пояс был изготовлен его бабушкой из льняной пряжи сто лет назад для дедушки. Они жили в Тамбовской области, где в начале прошлого века в деревнях было наиболее развито натуральное крестьянское хозяйство. «Женское» домашнее производство включало в себя прядение, ткачество, вышивание, ковроткачество и некоторые другие. Однако по мере проникновения в деревню покупных тканей это производство постепенно приходило в упадок. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно хранились. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся из уст уста на протяжении веков. Вера в магическую роль преграды в форме окружности, недоступную злым духам, прослеживается в древнем обычае постоянно носить пояс. Подобные пространственные категории, восходившие к глубокой древности, были известны многим народам. В старину на Руси пояс носили все – дети, мужчины, женщины, старики, ведь подпоясанного человека "бес боится", его не тронет ни домовой, ни леший. Существовало представление, что если к шести неделям крестная мать не приготовит ребенку нательный пояс, то он умрет. Без такого пояса ходить считалось неприличным, отсюда выражение "распоясаться" - потерять всякий стыд. Ходить без пояса так же грешно, как и без креста. Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам: ромбы означали плодородие, женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь (Макошь) — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства, простые и сложные свастики символизировали созидательное движение солнца. К концу XIX века оберегающая магия древних орнаментов на поясах уступает место чисто декоративным элементам.